суббота, февраля 16, 2008

"Архаический лубок" и наш "крошечный" мир...








И тем не менее нельзя не поразиться параллелизму между
искусством северо-западного побережья Северной Америки и Древнего Китая. Эти аналогии состоят не столько во внешнем виде каких-то деталей, сколько в основных принципах, выявляющихся при анализе искусства этих стран. Подобное исследование было проделано Леонардом Адамом, выводы которого сводятся к следующему . В обоих случаях искусство характеризуется: а) сильно развитой стилизацией; б) схематизмом или символикой, выражающимися подчеркиванием характерных черт или добавлением значимых атрибутов к изображению предмета (так, на северо-западном побережье бобр изображается с палочкой, которую он держит в лапах); в) симметрично развернутым или «удвоенным» изображением туловища; г) перемещением на другое место деталей, произвольно оторванных от целого; д) воспроизведением одного лица в фас двумя профильными изображениями; е) очень четко разработанной симметрией, часто подчеркивающей асимметрию деталей; ж) алогичным преобразованием деталей в новые элементы (так, лапа становится клювом, линия глаза используется при изображении сустава и наоборот); з) наконец, чаще всего встречается изображение не всего туловища животного, а его внутренних органов или скелета (причем это скорее продуманный, а не интуитивный метод). Подобный поразительный способ изображения применяется также на севере Австралии . Эти способы изображения не принадлежат исключительно искусству северо-западного побережья Северной Америки. Леонард Адам пишет, что «различные технологические и художественные принципы, распространенные как в Древнем Китае, так и на северо-западном побережье Северной Америки, почти полностью идентичны»

(К. Леви-Стросс Структурная антропология)
>>>







Австралийская культура, самая древняя на земле, создана чрезвычайно архаическим типом сознания. Предки нынешних австралийских племен заселили материк десятки тысяч (по разным версиям от 40 до 60) лет назад и сохранили в полной изоляции уклад каменного века до прихода английских колонизаторов. Примитивные орудия, выживание в пустыне, архаичные ритуалы – двести лет назад все это казалось белым людям убогим, почти звериным существованием. Мало того – надругательством над образом Божьим в человеке. Теперь в укладе аборигенов видят чрезвычайно важную информацию о младенческой поре человечества – драгоценный материал для этнографов, этнопсихологов, культурологов.
Впрочем, нам, возможно, не дано понять аборигенских резонов. Так, во всяком случае, утверждали кураторы проекта. Фраза "белый человек не имеет видений" повторялась на вернисаже на все лады. Под "видениями" (dreamings) понимается особое состояние сознания, открывающее "видящему" путь в иные миры – к духам, предкам, знанию не бытовому, а сакральному. Конечно, психическая техника художника-шамана иная, чем у европейского художника, и "видит" австралиец, конечно, другие
вещи. Но вообще-то достижение "видений" – базовый механизм любого творчества в любой культуре. В библейскую пору это называлось "откровением", в классическую – "вдохновением", и, на мой вкус, Радужный Змей-Кенгуру не сильно отличается от Левиафана или Змея Горыныча.

( Умом пустыню не понять...Искусство австралийских аборигенов. Государственный Эрмитаж Марина КОЛДОБСКАЯ )
>>>




Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).
В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки, но документального подтверждения она не имеет.
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.
>>>

Японские куклы

P.S.спасибо norlink за его комментарий...